EnglishRussian

Росаккредитация подвела итоги по предоставлению государственных услуг в первом полугодии 2017 г.

31 августа 2017, 17:42

За первое полугодие 2017 г.  Росаккредитацией завершено более 11 тыс. государственных услуг, что на 13% больше показателя аналогичного периода 2016 г. При сохранении существующей динамики общее количество государственных услуг, рассмотренных Службой за 2017 г., может превысить годовой показатель 2016 г. более чем на 20%.

Данный рост обусловлен увеличением количества заявлений о предоставлении государственных услуг по аккредитации (изменению места осуществления деятельности, расширению области аккредитации аккредитованного лица) и по подтверждению компетентности. Указанные государственные услуги, требующие проведения специальных экспертиз экспертами по аккредитации и техническими экспертами, являются базовыми и наиболее трудоемкими.

За два квартала 2017 г. завершено 3483 базовых государственных услуг:

  • 1482 – по аккредитации (изменению места осуществления деятельности, расширению области аккредитации аккредитованного лица), что на 53% больше, чем в первом полугодии 2016 г.;
  • 2001 – по подтверждению компетентности, что более чем в два раза превышает показатель первого полугодия 2016 г.

Доля базовых услуг от общего количества завершенных государственных услуг в первом полугодии 2017 г. составила 30 %, превысив аналогичный среднегодовой показатель за прошлый год.

Доля государственных услуг по аккредитации и подтверждению компетентности, завершенных в связи с отзывом заявлений либо невозможностью их предоставления, составила 17%.

По итогам первого полугодия 2017 г. доля положительных решений по предоставленным государственным услугам по аккредитации составила 76%, по подтверждению компетентности – 81%.

Также за отчетный период Службой предоставлено 8061 государственная услуга без участия экспертов по аккредитации и технических экспертов:

  • 839 по внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц;
  • 219 по включению сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
  • 570 по выдаче бланков сертификатов соответствия;
  • 382 по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, внесению изменений в сведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предоставлению сведений из указанного реестра, а также по аннулированию свидетельства об аккредитации и выдаче дубликата свидетельства об аккредитации;
  • 1939 по прекращению действия деклараций о соответствии;
  • 1218 по аттестации экспертов по аккредитации, включению сведений в реестр технических экспертов и реестр экспертных организаций;
  • 2891 по сокращению области аккредитации, прекращению действия аккредитации и выдаче аттестата аккредитации, дубликата аттестата аккредитации.

Статистика первого полугодия 2017 г. демонстрирует значительное снижение заявлений о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц по сравнению с 2016 г. Это связано с результатами комплексной работы по систематизации и актуализации сведений информационных ресурсов Росаккредитации, в ходе которой только в этом году принято около 1 тыс. решений о корректировке сведений в реестре аккредитованных лиц.

Также во 2 квартале 2017 г. почти в два раза по сравнению с итогами 1 квартала снизилось количество заявлений о прекращении действия деклараций о соответствии. Это связано с запуском в апреле 2017 г. нового функционала, реализованного в рамках модернизации Электронного сервиса регистрации деклараций о соответствии и позволяющего заявителям, ранее зарегистрировавшим декларацию через орган по сертификации или в электронной форме при помощи сервиса на сайте Росаккредитации (http://srd.fsa.gov.ru/landing/), самостоятельно прекратить ее действие.

В рамках установленных полномочий Федеральная служба по аккредитации также предоставляет государственные услуги по признанию и оценке соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики (GLP).

В соответствии с требованиями действующего законодательства о прохождении лабораториями (центрами) оценки соответствия принципам GLP не позднее двух лет со дня присвоения им соответствующего статуса, в 2017 г. ожидается наибольшее количество заявлений о прохождении указанной процедуры от испытательных лабораторий (центров), получивших данный статус в 2015 г. По состоянию на 30 июня 2017 г.  одна лаборатория прошла процедуру оценки соответствия принципам GLP, в процессе предоставления находилось еще 6 государственных услуг данного типа. В первом полугодии 2017 г. также одна лаборатория прошла полную и одна предварительную инспекцию в рамках признания соответствия принципам GLP.

В части работы Службы с экспертным сообществом за указанный период отмечен рост заявлений об аттестации в качестве эксперта по аккредитации. Рассмотрено 352 заявления, проведено 17 заседаний Аттестационной комиссии Федеральной службы по аккредитации (для сравнения – в 2016 г. в Службу поступило 469 таких заявлений, состоялось 25 заседаний комиссии).

Данная динамика обусловлена требованиями переходных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ о прохождении в срок до 1 июля 2017 г. лицами, имевшими на день вступления закона в силу действующие свидетельства об аттестации, процедуры аттестации в качестве экспертов по аккредитации.

При этом в текущем году выросла доля положительных решений по результатам аттестации экспертов. Так, из рассмотренных заявлений решения об аттестации были приняты в отношении  30%  заявителей. В 2016 г. данный показатель составил 12%.

253 эксперта по аккредитации указанную процедуру не прошли. И на 1 августа 2017 г. реестр содержал сведения о 313 действующих экспертах по аккредитации.

Исключение экспертов по аккредитации из реестра привело к необходимости проверки соблюдения экспертными организациями требований законодательства в части необходимого количества штатных экспертов. 10 экспертных организаций, не исполнивших требования законодательства, исключены из соответствующего государственного реестра.

За два квартала 2017 г. также проведено 28 заседаний комиссии Федеральной службы по аккредитации по установлению фактов несоответствия акта выездной экспертизы, акта экспертизы требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, нарушения экспертами по аккредитации, техническими экспертами и экспертными организациями требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, на которых рассмотрено около 240 вопросов.

По итогам первого полугодия 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. снизилось количество жалоб, направленных заявителями (аккредитованными лицами) на рассмотрение в Комиссию по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации.

Так, на 5 заседаниях комиссии рассмотрено 26 жалоб (в сравнении с 33 в первом полугодии 2016 г.):

  • 17 – на решения Росаккредитации об отказе в аккредитации (в том числе об отказе в части заявленной области аккредитации, расширении области аккредитации), одна из жалоб удовлетворена;
  • 9 – на решения Росаккредитации о приостановлении и прекращении действия аккредитации, одна из них удовлетворена.